Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Конституционного суда РС от 30.06.2015 N 3-П "По делу о толковании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции "



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. № 3-П

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТОВ 13 И 17 СТАТЬИ 56
КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, В.Н. Прокопьева, с участием заявителя народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Федорова, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - заместителя начальника государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Т.В. Павловой, представителя Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Окорокова рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению данного дела явился запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Федорова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н. Ким-Кимэн, объяснения заявителя, выступления приглашенных на заседание участников процесса - представителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. В соответствии с пунктом 13 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) относятся дача согласия Главе Республики Саха (Якутия) на назначение на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителей и отдельных министров Республики Саха (Якутия). Согласно пункту 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе выразить недоверие Правительству Республики Саха (Якутия). Правительство Республики Саха (Якутия), не получившее доверия Государственного Собрания (Ил Тумэн), уходит в отставку. Право внесения вопросов о доверии Правительству Республики Саха (Якутия) принадлежит Главе Республики Саха (Якутия) и Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (часть 1 статьи 83 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем положениями Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) конституционное правомочие Государственного Собрания (Ил Тумэн) принимать решение о недоверии Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с пунктом 13 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), не устанавливается.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Федоров просит дать толкование конституционных норм, закрепленных в пунктах 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), а именно разъяснить, вправе ли Государственное Собрание (Ил Тумэн) выражать недоверие Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие, и какими могут быть конституционно-правовые последствия принятия Государственным Собранием (Ил Тумэн) такого решения.
2. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Положение части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации определяет, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким федеральным законом является действующий Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Положения пунктов "б" и "д" части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона в качестве основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают, что постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, а также оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
3. Конституционно-правовой смысл положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) может и должен быть выявлен с учетом преследуемых конституционным законодателем и заложенных в этих положениях целей во взаимосвязи с другими положениями конституционного законодательства Республики Саха (Якутия), закрепляющими статусные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия), а также регулирующими статус Правительства Республики Саха (Якутия), как органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и конституционно-институциональных элементов, образующих единую систему государственной власти Республики Саха (Якутия) (статья 49 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 53 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) высшими органами государственной власти Республики Саха (Якутия) являются Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Глава Республики Саха (Якутия) и Конституционный суд Республики Саха (Якутия), которые в соответствии с принципом разделения властей функционируют самостоятельно.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент Республики Саха (Якутия) - является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти. Государственное Собрание (Ил Тумэн) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Республики Саха (Якутия). Организация и деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) устанавливаются конституционным законом Республики Саха (Якутия) и Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн) (статья 54, часть 3 статьи 55 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Глава Республики Саха (Якутия) является высшим должностным лицом Республики Саха (Якутия) и возглавляет исполнительную власть республики. Глава Республики Саха (Якутия) осуществляет свои полномочия на основе Конституции и законов Республики Саха (Якутия), Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Статус Главы Республики Саха (Якутия) устанавливается конституционным законом Республики Саха (Якутия) (часть 1 статьи 68, часть 1 статьи 73, часть 3 статьи 77 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) руководит Правительством Республики Саха (Якутия) и организует его работу. Статус Правительства Республики Саха (Якутия) определяется конституционным законом (часть 1 статьи 78 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
4. Конституционно-правовая логика положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) заключается в том, чтобы в условиях действия государственной власти в Республике Саха (Якутия) в соответствии с принципом разделения и равновесия законодательной, исполнительной и судебной властей (часть 1 статьи 3 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), являющимся основой организации государственной власти Республики Саха (Якутия) как демократического правового государства (часть 1 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)), не допускать дисбалансированного сосредоточения чрезмерных полномочий у одного из органов государственной власти либо должностных лиц. Данный вывод согласуется с тем, что единственным источником государственной власти в Республике Саха (Якутия), из которого она проистекает, является народ, состоящий из граждан всех национальностей, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти (часть 5 и 6 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
В соответствии с конституционно установленными контрольными полномочиями Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как представительного и контрольного органа государственной власти парламент Республики Саха (Якутия) правомочен осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе в форме его взаимодействия с Главой Республики Саха (Якутия) по вопросам замещения государственных должностей исполнительной власти Республики Саха (Якутия) посредством наделения соответствующих лиц государственными должностными полномочиями членов Правительства Республики Саха (Якутия).
Такое правомочие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) логично вытекает из государственно-правовой природы парламента как представительного органа, соответствует юридической теории парламентаризма и сложившейся отечественной и зарубежной практике правового регулирования организации и деятельности парламента, когерентных конституционному закреплению его статусной компетенции и связанных с ней полномочий, в качестве не только законодательного, но и представительного органа государственной власти.
Конституционные нормы наделяют Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) дискреционными полномочиями участвовать в процедуре формирования персонального состава Правительства Республики Саха (Якутия). В соответствии с пунктом 13 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) дает согласие Главе Республики Саха (Якутия) на назначение на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителей и отдельных министров Республики Саха (Якутия). Согласно пункту 7 и 8 статьи 72 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Глава Республики Саха (Якутия) с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) назначает на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителей и отдельных министров Республики Саха (Якутия).
Положения Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" устанавливают аналогичные конституционным нормам правомочия Государственного Собрания (Ил Тумэн), а именно: в соответствии с пунктом 13 статьи 14 настоящего Конституционного закона Республики Саха (Якутия) к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) относится дача согласия Главе Республики Саха (Якутия) на назначение на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителей и отдельных министров Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Главе Республики Саха (Якутия)" Глава Республики Саха (Якутия) с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) назначает на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителей и отдельных министров Республики Саха (Якутия). По представлению Главы Республики Саха (Якутия) перечень министров, на назначение на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) дает согласие Главе Республики Саха (Якутия), утверждается постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В соответствии с положениями частей 5 и 6 статьи 5 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" предложения о кандидатурах на должности заместителей Председателя Правительства и отдельных министров вносятся в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Главой Республики Саха (Якутия) по представлению Председателя Правительства, а перечень министров, на назначение на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) дает согласие Главе Республики Саха (Якутия), утверждается постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия).
5. Действующими нормами Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) устанавливается конституционно-правовая ответственность Правительства Республики Саха (Якутия) и предусматривается, что наступление данной ответственности возможно посредством реализации конституционного правомочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), закрепленного пунктом 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), в виде выражения недоверия Правительству Республики Саха (Якутия).
Конституционное установление об ответственности Правительства Республики Саха (Якутия) перед парламентом Республики Саха (Якутия) также закреплено нормами Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" и Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) относится выражение недоверия Правительству Республики Саха (Якутия). Согласно части 1 статьи 9 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе выразить недоверие Правительству Республики Саха (Якутия).
Согласно части 1 статьи 83 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия), не получившее доверия Государственного Собрания (Ил Тумэн), уходит в отставку. Право внесения вопросов о доверии Правительству Республики Саха (Якутия) принадлежит Главе Республики Саха (Якутия) и Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Правила части 1 статьи 8 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" предусматривают конституционно-правовые последствия выражения недоверия Правительству Республики Саха (Якутия) Государственным Собранием (Ил Тумэн) в качестве отставки Правительства, а нормы статьи 9 настоящего Конституционного закона Республики Саха (Якутия) закрепляют процедурный механизм этой отставки.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Главе Республики Саха (Якутия)" Глава Республики Саха (Якутия) принимает отставку Правительства Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном законом.
6. Положения конституционного законодательства Республики Саха (Якутия) содержат правила реализации конституционно-правовой парламентской ответственности членов Правительства Республики Саха (Якутия), а именно: согласно пункту 6 статьи 16 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" решение о недоверии Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), оформляется Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн). Однако Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) такое правомочие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) непосредственно не устанавливает, равно как основания и последствия его реализации.
На основании пункта 7 части 1 статьи 8 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Главе Республики Саха (Якутия)" Глава Республики Саха (Якутия) вправе принимать решение об отставке отдельных членов Правительства Республики Саха (Якутия) и применять к ним меры дисциплинарной ответственности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 8 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" отставка члена Правительства Республики Саха (Якутия) принимается или отклоняется Главой Республики Саха (Якутия) в случаях: подачи личного заявления об отставке; ненадлежащего исполнения служебных обязанностей по основаниям, предусмотренным законодательством; вступления в силу обвинительного приговора суда; тяжелого заболевания или смерти. Отставка Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) в данных случаях не влечет отставки Правительства Республики Саха (Якутия).
Решение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о недоверии Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), в указанном перечне оснований отставки данных должностных лиц Республики Саха (Якутия) отсутствует.
Следовательно, непосредственно положениями Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), а также нормами конституционных законов Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", "О Главе Республики Саха (Якутия)", "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" не определены конституционно-правовые последствия выражения недоверия Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в процедуре назначения на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), как и не определен процедурно-правовой алгоритм их отставки вследствие выражения им персонального парламентского недоверия.
Нормы конституционного законодательства Республики Саха (Якутия), а именно пункта 6 статьи 16 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", закрепляют исключительно официально-юридическую форму решения, принимаемого парламентом Республики Саха (Якутия), о недоверии Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), в виде соответствующего Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн).
7. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Право выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие, непосредственно предусмотрено действующими конституциями таких субъектов Российской Федерации, как Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан.
Нормы Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), определяющие компетенцию законодательной власти республики, не содержат установления о праве Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в назначении которых на должность Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие. Конституционный законодатель Республики Саха (Якутия) предусмотрел право Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выразить недоверие исключительно в целом Правительству Республики Саха (Якутия), конкретизировав условия и конституционные последствия реализации данного права правилами конституционных законов Республики Саха (Якутия).
Таким образом, в конституционно-правовом регулировании компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в части его полномочий как представительного и контрольного органа государственной власти по осуществлению функций парламентского контроля в сфере деятельности исполнительной власти Республики Саха (Якутия), предусмотренных пунктом 13 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), отсутствует регламентация конституционно-правовых последствий реализации данных конституционных полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
8. Глава Республики Саха (Якутия) является высшим должностным лицом Республики Саха (Якутия) и возглавляет исполнительную власть республики (часть 1 статьи 68 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Глава Республики Саха (Якутия) возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и определяет ее структуру, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Республики Саха (Якутия), которое разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику, несет за ее реализацию всю полноту ответственности (пункт 6 статьи 72, часть 1 статьи 80 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Кроме того, необходимо учитывать, что именно на Главу Республики Саха (Якутия), который получает власть непосредственно от народа по итогам свободных выборов, возлагается и ответственность перед народом за деятельность сформированного им состава Правительства Республики Саха (Якутия). Возможность парламента республики как законодательного органа государственной власти принимать решение об отставке отдельных членов правительства республики самостоятельно представляется чрезмерным вмешательством в прерогативы всенародно избранного высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть республики, нарушающим конституционный баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Данный вывод корреспондирует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П, согласно которой само по себе право законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации на участие в формировании исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации путем дачи согласия на назначение тех или иных его членов во всяком случае не означает, что они несут перед ним ответственность.
Положение пункта 17 статьи 56 Конституции Республики Саха (Якутия), предусматривающее право Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выражать недоверие Правительству Республики Саха (Якутия), являющееся основанием для его отставки, само по себе не позволяет распространять это правило на отдельных членов Правительства Республики Саха (Якутия), в назначении которых на должность Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимало участие. Иное означало бы создание возможности для лишения Главы Республики Саха (Якутия) самостоятельности в процессе осуществления им общего руководства деятельностью Правительства Республики Саха (Якутия).
Таким образом, констатируя наличие в Республике Саха (Якутия) контрольных полномочий законодательной власти за властью исполнительной, следует подчеркнуть конституционно установленную самостоятельность исполнительной власти в соответствии с конституционно закрепляемым принципом разделения властей в качестве одного из основ конституционного строя Республики Саха (Якутия). Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, согласно которой каждая власть формируется как самостоятельная, а органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, что исключает возможность концентрации власти у какой-либо одной из властей и обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно, при условии сбалансированности полномочий законодательной и исполнительной власти, их взаимодействие, обеспечиваемое на основе законодательных решений.
9. Для организации системы государственной власти в Республике Саха (Якутия) существенное значение имеют правомочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на участие в формировании исполнительного органа государственной власти - Правительства Республики Саха (Якутия), так как осуществление парламентом конституционной процедуры дачи согласия высшему должностному лицу на назначение на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителей и отдельных министров Республики Саха (Якутия) легитимирует полномочия этих членов Правительства Республики Саха (Якутия). Однако такое участие не должно приводить к лишению самостоятельности отдельных членов Правительства Республики Саха (Якутия) как коллегиального органа государственной власти при осуществлении принадлежащих ему полномочий в конституционно-правовой системе разделения властей.
Данный вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 18 января 1996 года № 2-П, в которой он указал, что поскольку согласно Конституции Российской Федерации законодательная и исполнительная ветви власти являются самостоятельными, недопустимо, выходя за пределы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, закреплять в законодательстве субъекта Российской Федерации нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение, что противоречило бы и статье 77 (часть 2) Конституции Российской Федерации, так как создавало бы препятствия для реализации ее положения о том, что по определенным полномочиям федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти.
Конституционно-правовая природа Правительства Республики Саха (Якутия) как коллегиального органа определяется установлениями частей 2 и 3 статьи 23 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)", согласно которым заседание Правительства республики считается правомочным в присутствии не менее двух третей членов Правительства, а решения на заседаниях Правительства республики принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Правительства. Следовательно, конституционная ответственность членов Правительства Республики Саха (Якутия) является, по сути, солидарной.
Такое качество Правительства Республики Саха (Якутия) было учтено конституционным законодателем Республики Саха (Якутия), закрепившим право Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выражать недоверие исключительно в целом Правительству Республики Саха (Якутия), но не отдельным его членам, в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия).
10. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установленные положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми предусматривается возможность принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, как меры парламентского воздействия, применяемой в отношении должностных лиц исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, непосредственно в Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) не закреплены.
Возможность принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о недоверии руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, по сути, является предупреждением парламента, выносимым им в адрес должностных лиц исполнительной власти субъекта Российской Федерации, профилактической мерой, призванной побудить исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации к надлежащему исполнению ими конституционных обязанностей и способствовать повышению эффективности их деятельности.
Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), исходя из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, определены прерогативы Главы Республики Саха (Якутия) в осуществлении контроля за деятельностью исполнительной власти Республики Саха (Якутия), что согласуется с конституционно одобряемой ее сущностью, по своей природе самостоятельной. Такие конституционные прерогативы Главы Республики Саха (Якутия) являются по своему конституционно-правовому смыслу основанием и условием реализации его конституционных функций как высшего должностного лица Республики Саха (Якутия), возглавляющего исполнительную власть Республики Саха (Якутия), выступающего гарантом национально-государственного статуса и территориальной целостности Республики Саха (Якутия), соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств (часть 1 и 2 статьи 68 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3, 107 - 112 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Положение пункта 13 во взаимосвязи с положением пункта 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) означает, что решение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о недоверии Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), в условиях конституционного разделения государственной власти в Республике Саха (Якутия) на законодательную, исполнительную и судебную, не является конституционно-правовым основанием отставки указанных должностных лиц, поскольку данное положение не устанавливает общую подотчетность исполнительной власти по всем вопросам ее компетенции власти законодательной, с правом последней принимать решения, непосредственно влекущие персональную ответственность должностных лиц исполнительной власти.
2. Конституционно-правовая логика положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), рассматриваемых в системной связи с другими конституционными положениями, закрепляющими статус Главы Республики Саха (Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), с учетом конституционных требований о формах согласованного функционирования и взаимодействия законодательной и исполнительной власти республики, в том числе складывающихся в процессе осуществления дискреционных полномочий высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть республики, и парламента республики по формированию и отставке Правительства Республики Саха (Якутия), заключается в том, что реализация процедуры выражения недоверия Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отдельным членам Правительства Республики Саха (Якутия) не предполагает императивной обязанности Главы Республики Саха (Якутия) принять решение об отставке соответствующих членов Правительства Республики Саха (Якутия), аналогичной обязанности Главы Республики Саха (Якутия) объявить об отставке Правительства Республики Саха (Якутия) при повторном выражении ему недоверия Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), предусмотренной конституционным законодательством Республики Саха (Якутия), регулирующим организацию и деятельность Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Конституционный механизм парламентской ответственности исполнительной власти Республики Саха (Якутия), установленный пунктом 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), предусматривающий возможность выражения Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) недоверия Правительству Республики Саха (Якутия), непосредственно не содержит в качестве его составного элемента полномочия парламента республики принимать решение об отставке отдельных членов Правительства Республики Саха (Якутия) либо применять к ним меры дисциплинарной ответственности, так как такие полномочия являются конституционно-правовыми прерогативами всенародно избранного Главы Республики Саха (Якутия), имеющего конституционный статус высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть Республики Саха (Якутия), получающего власть непосредственно от народа по итогам свободных выборов, на которого возлагается ответственность перед народом за деятельность сформированного им состава Правительства Республики Саха (Якутия) в условиях существования конституционного принципа разделения государственной власти.
4. Содержащиеся в настоящем Постановлении резолютивные выводы Конституционного суда Республики Саха (Якутия), основанные на его правовых позициях, сформулированных в мотивировочной части настоящего Постановления, не препятствуют Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как конституционному законодателю на основании пункта 1 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), относящего к ведению парламента республики право принимать, изменять и дополнять Конституцию Республики Саха (Якутия), руководствуясь установлениями Конституции Российской Федерации, моделирующими конституционный строй России и формализующими ее федеративное устройство, исходя из нормативных требований, выраженных в статьях 72, 73, 76 и 77 Конституции Российской Федерации, с учетом положений федерального законодательства, определяющих компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к осуществлению парламентского контроля за деятельностью руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в назначении которых на должность они принимали участие, внести в действующее конституционно-правовое регулирование соответствующих отношений изменения, направленные на совершенствование правового механизма реализации конституционной ответственности должностных лиц исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
5. Толкование Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), данное Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении, является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
6. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами.
7. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)


------------------------------------------------------------------